Актуально
"Дом-2": Лиза Триандафилиди шокировала пользователей соцсетей откровенным снимком 01.01 Участница «Битвы экстрасенсов» рассказала, что надо успеть сделать до Нового года 01.01 Константина Меладзе раскритиковали за новогоднее фото с Верой Брежневой 01.01
Топ новостей
В Тольятти воров новогодних гирлянд засекли по видеокамере 31.12 Пользователи потребовали от Эрнста убрать пенсионеров из новогоднего эфира 31.12 В Греции по случаю Нового года испекли гигантский торт 31.12
Выбор редакции
Цена на смартфон Xiaomi Redmi 4X стала еще более доступной в Росии 01.01 Депутат рассказал, почему Порошенко хвалит украинский паспорт 01.01 Смс с новым годом 2018 смешные короткие 01.01 Авраам Руссо рассказал, что его и «Мисс Москву-2017» Елизавету Лопатину ничего не связывает 01.01
18 май 11:20Россия / Общество

Как по Волге-матушке…

Как по Волге-матушке…

Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области
ПО ВЕСНЕ ВНОВЬ НАЧАЛАСЬ НАВИГАЦИЯ НА ВОЛГЕ. А МЫ РАССКАЖЕМ ДВЕ ИСТОРИИ ПРО ТО, КТО И КАК ПЛАВАЛ ПО ВОЛЖСКИМ ВОДАМ В ПРОШЛЫЕ ВЕКА.

ВЫСОЧАЙШИЕ ВИЗИТЫ ПО ВОДЕ
Первые царственные особы, посетившие Симбирск в XVIII веке, прибыли в город водным путем. Великая река доставила к нам суда Петра Великого и Екатерины Великой.
Император Петр I останавливался в подгорье дважды. Причем не по своей воле, а по воле волн Волги. Вот как писали об этом местные исследователи в 1868 году: «Симбирск видел Петра Великого два раза: в 1722 году во время пути в Астрахань и в 1723 году, когда Петр Великий отправлялся в поход к Дербенту.
В первый раз, во время пути в Астрахань, сильная буря на Волге заставила Петра остановиться в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь в самом городе, то есть на горе, но сохранилось предание, что он останавливался в подгорье, на том месте, где впоследствии, в ознаменование Царского посещения, построена церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла, существующая и до сих пор».

За церковью даже закрепилась слава «памятника избавления Государя Петра Великого от потопления во время бури на реке Волге». Позже родилась легенда, что растущее в церковной ограде дерево посажено императором. Местный поэт и архивариус Петр Александрович Александров писал:
Здесь в преданиях края встает старина:

Холм Петра над рекою виднеется; Где ладьи его в бурю прибила волна, Там убогая церковь белеется;

И посажена царской рукой, есть молва, Ель, в церковной ограде хранимая…

По другой версии, в ограде Петропавловского храма был посажен кедр при посещении Симбирска Екатериной Великой. Увы, церковь была закрыта в 1930 году, а к январю 1932 года — разобрана. Находилась она в районе нынешней транспортной развязки на спуске Степана Разина, у развилки дорог в речной порт и к старому мосту.
Второй раз царь-реформатор также останавливался под горой год спустя — летом 1723 года по пути в Дербент. Оба раза в сам город государь не поднимался. Оно и понятно — по нашему косогору да еще в бурю и сейчас карабкаться не очень-то комфортно… Историк Капитон Иванович Невоструев прямо утверждал, что Петр I «в оба раза миновал Симбирск».

Визит императрицы Екатерины II 5-8 июня 1767 года более известен. Летом того года на 26-весельной галере «Тверь» матушка-государыня плыла вниз по Волге. Судя по оценкам императрицы, наш край произвел на нее двойственное впечатление.

С одной стороны, по пути от Казани до Симбирска «.народ по всей Волге богат и весьма сыт, … сии люди Богом избалованы; я отроду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и все в изобилии. ». С другой: «. город же самый скаредный», за недоимки был отписан в казну. Императрица писала: «Я здесь упражняюсь сыскать способы, чтобы деньги были возвращены, дома по пустому не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление. »; и сетовала: «Где чернозем и лучше произращения, как то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там люди ленивы. ». К тому же Ее Величество страдала от местного климата и писала 7 июня 1767 года из Симбирска Никите Ивановичу Панину: «Здесь такой жар, что не знаешь, куда деваться.».
Покинула город императрица уже сухим путем, на лошадях. А галеру «Тверь» доставили в Казанское адмиралтейство. Там ее бережно хранили почти два столетия. Но в 1954 году, несмотря на протесты музейных работников, Управление культуры Татарстана сняло охрану галеры — единственного в мире сохранившегося образца гребных судов. А в октябре 1956 года вследствие детской шалости историческая галера сгорела дотла. Остается только любоваться ее макетами. В том числе в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска».

КАК МЫ ОДНАЖДЫ СЕЛИ НА МЕЛИ…
В комедийной классике советского кино «Волга-Волга» и «Верные друзья» сюжет разворачивается на речных просторах. И незадачливые герои оказываются на мели.

До революции тоже очень важно было уметь все мели «счесть по пальцам на руке». Волга тогда не превратилась еще в Куйбышевское море, и высоко ценились опытные лоцманы (особенно нижегородские), умеющие провести судно по руслу реки, не зацепив днищем дна. Ремесло лоцмана было наследственным, их навыки передавались от отца к сыну, от сына к внуку. А компании старались переманить лучших знатоков к себе.

Но все равно, время от времени, корабли зарывались в песок. Старожилу-педагогу Алексею Васильевичу Ястребову однажды, в 1910-е годы, тоже довелось почти полтора дня провести на мели. Он писал: «Огромный пассажирский колесный пароход общества «По Волге» «Императрица Александра» только первую навигацию плававший по Волге, перенаселенный пассажирами и набитый грузами до отказа, только отошел от Нижнего Новгорода». «Императрица» шла с Нижегородской ярмарки и была перегружена до отказа. «Так как пароход отошел поздно ночью, пассажиры почти все спали». Проплыли всего 1,5-2 часа. Толчка от столкновения с мелью никто не слышал. А поутру пассажиры оказались в ситуации человека рассеянного из стихотворения Маршака: вдали красовалась нижегородская пристань, с которой они вчера простились.

«Так как течение здесь было очень сильное, то оно быстро нанесло горы песку вокруг носа парохода, и он дальше идти не мог. Пока сумели доставит в Нижний Новгород письмо капитана парохода с извещением об аварии, время шло своим чередом». Два спасательных пароходика по очереди тужились, но стащить с места «Императрицу» не смогли.

«И вот целый день мы стояли на одном месте. А мимо нас один за другим проходили пароходы. Пассажиры и капитаны высыпали на палубу и иронически на нас посматривали. Конечно, в продовольствии у нас не было недостатка: продовольствием пароход был вполне обеспечен, так как на нем имелся превосходный буфет и ресторан, но стоять на одном месте было тошно.

Утром, когда мы проснулись, то убедились в том, что мы стоим опять-таки на том же самом злополучном месте. Бедный пароходик пыхтел из всех сил, наша пароходная машина тоже работала полным ходом, но. ни с места. Только после полудня на следующий день прислали нам на помощь сильный буксир. Однако и он нас снял с мели далеко не сразу.

Интересно было наблюдать за пассажирами в этот момент. Они и ругали, и понукали пароход, когда его попытки были безуспешными.

…И надо было видеть восторг пассажиров и слышать их мощное ура, когда, наконец, пароход тронулся в дальнейший путь. Теперь это дело было бы решено просто: подошел бы первый проходящий пароход и снял бы с мели…

А тогда была конкуренция. И каждый капитан проходящего парохода, конечно, в душе был рад, что его соперник вышел из графика. Да, конкуренция — это вещь жесткая. Ни одна пароходная компания никогда не принимала на свои пристани пароходы другой компании. Вот поэтому-то, когда пароходы подходили к пристани ночью, им обязательно сигналили с пристани фонарем, чтобы пароход случайно не пристал к пристани другой компании. В этом случае приходилось платить немалый штраф».

Ну а как выглядела Симбирская пристань, можно воочию увидеть в музее «Симбирское купечество». Там весной 2007 года был установлен макет пристани, к которой причаливает буксирно-пассажирский пароходик «Свобода». Такое, прямо скажем, необычное для царской России «революционное» название он получил в 1860-е годы в честь освобождения крестьян.


Загрузка...

«Хранитель Волги» — может стать новой визитной карточкой Ульяновска – Симбирска

«Хранитель Волги» — может стать новой визитной карточкой Ульяновска – Симбирска
С проектом размещения символического многофункционального объекта – памятника, музейного объекта на Ульяновской земле, посвящённого реке Волге,– объединяющего народы, проживающих от верховья до низовий Волги, выступил генеральный директор АНО «Агентство передовых инициатив, технологий, проектов» Сергей Семенович Галант на заседание учёного совета Ульяновского областного краеведческого музея посвященного ... ПОДРОБНЕЕ →

1 Мая в Липецке встретят праздничными мероприятиями в честь Первомая

В Липецке состоится праздничное шествие, посвященное 1 Мая. Когда и где состоится массовое мероприятие в честь Первомая, во сколько начнется праздничное шествие и развлекательные программы и где будет ограничено движение на 1 мая, расскажем далее в нашей статье. Ранним утром 1 мая Липчан ждет несколько массовых мероприятий. Администрация города сообщает, что 1 мая в 10:00 на Соборной площади состоится детский ... ПОДРОБНЕЕ →

«Как завещал великий Ленин…»

«Как завещал великий Ленин…»
«Ульяновск. Красный маршрут» — новая экскурсионная программа, которая была апробирована 21 апреля на журналистах и участниках II Межрегиональной туристской выставки-ярмарки «Отдых на Волге». Маршрут разработали сотрудники Ленинского мемориала и Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». — Это знакомство с городом будущего вождя Великой российской революции и основателя СССР Володи Ульянова и городом... ПОДРОБНЕЕ →

Brandergofer: Симбирск на волжской параллели братьев Чернецовых и панорамы города

Совсем недавно, 23 марта помещал материал о «художественном путешествии» по Волге академиков живописи братьев Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича Чернецовых. В 1838 году они проплыли на барке от Рыбинска до Астрахани, запечатлев все увиденное на сотнях видов, эскизов, рисунков, планов. Кроме того, братьями Чернецовыми была создана художественная «Параллель берегов Волги» из 1982 рисунков, общей протяженностью ... ПОДРОБНЕЕ →

В Екатеринбурге была снесена церковь XVIII века

В Екатеринбурге снесли церковь XVIII века, переданная ранее Русской православной церкви. Сообщается, что строительство собора датируется 1782 году, здание считалось самым старым в городе. Церковь являлась частью Ново-Тихвинского монастыря, в 1974 году она была взята под государственную охрану указом Совета министров РСФСР. До 2011 года здание находилось в пользовании военного госпиталя, после чего было передано ... ПОДРОБНЕЕ →
По материалам: ulpressa.ru
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
22:39

Водитель «Приоры» на скорости врезался в бетонное..
22:39

Водитель иномарки выехал на «красный» и врезался в..
22:02

Ефим Шифрин в Facebook попрощался с ушедшим из жизни..
21:50

Драган рассказала о роковом для России затмении в..
21:33

Авраам Руссо рассказал, что его и «Мисс Москву-2017»..
21:20

Нострадамус предсказал войну, которая начнется во..
21:11

Гороскоп на 2 января 2018 для всех знаков Зодиака..
21:05

Анастасии Волочковой на Новый год подарили букет белых..
21:02

СМИ: В Дагестане в одном из детских садов детям выдали..
20:31

Лидером продаж General Motors стал кроссовер Baojun 510..
20:28

Володин: Следующий год станет насыщенным и..
20:16

С нового года в Набережных Челнах частично снизятся..
Популярные статьи
22:45

В Тольятти воров новогодних гирлянд засекли по..
23:01

Пользователи потребовали от Эрнста убрать пенсионеров..
23:23

В Греции по случаю Нового года испекли гигантский торт..